Электронная подпись (ЭП) — цифровой аналог подписи классической, то есть «от руки». Её главная задача — перевести весь документооборот из факсимильного (бумажного) в электронный вид. Она даёт возможность через интернет сдавать все виды отчётностей, подписывать соглашения и любые документы, взаимодействовать с сайтом «Госуслуги» и другими государственными сервисами. При этом документ, подписанный ЭП, обладает таким же юридическим статусом, как и подписанный вручную.
Где используется электронная подпись:
- Электронные торги
- Отчетность через интернет
- Государственные порталы
- Электронный документооборот
Для физических лиц ЭЦП обязательна, если они хотят получить полный доступ к информационным, медицинским, учебным, государственным и прочим системам через интернет. Что касается ИП и юридических лиц, то преимущества от обладания такой подписью — следующие:
Виды ЭП
Существует три вида таких подписей — простая, усиленная и усиленная квалифицированная. Между собой они различаются уровнем защиты и сферой применения.
Простая — Состоит из логина и пароля, который передаётся по e-mail, USSD, CMC и другим каналам. Не является полноценной заменой ручной подписи.
Усиленная — Состоит из ключа подписи и ключа проверки, защищённых средствами криптографии. Обладает таким же юридическим весом, как и собственноручная подпись.
Усиленная квалифицированная — От предыдущего варианта отличается тем, что даёт право участвовать в коммерческих торгах на различных площадках (в том числе государственных). Используется юрлицами для подписания юридически значимых соглашений с контрагентами.
Как подписать документ электронной подписью
Вместе с ключом-носителем выдается и специальное программное обеспечение КриптоПРО. Данная утилита используется для подписания документов (преимущественно форматов .doc и .pdf).
Также есть возможность установить отдельный плагин для MS Office, который позволит подписывать документ прямо в окне Офиса.
Что входит в электронную подпись
В первую очередь это сертификат электронной подписи.
Сертификат ЭП является своеобразным паспортом лица, которому принадлежит электронная подпись. В него включена следующая информация:
- данные о владельце
- информация об организации, которая выдала сертификат;
- информация о сфере использования сертификата;
- открытый ключ для проверки подлинности
Большинство сертификатов ЭЦП имеют срок годности в один год. Они выдаются удостоверяющими центрами или их доверенными представителями на 1 год. Такое ограничение необходимо для обеспечения максимальной степени защиты.
Помимо этого, электронная подпись содержит ещё три компонента.
Открытый ключ —Уникальный ряд знаков, который необходим для проверки подлинности — это открытые данные в свободном доступе. Используется адресатом.
Закрытый ключ —Уникальный ряд знаков, используется для криптошифрования и расшифровки подписи. Имеется только у владельца и хранится на специальном носителе — токене.
Токен —Носитель (чаще всего флеш-накопитель), где хранится закрытый ключ и сам сертификат электронной подписи. В России используют два носителя — это eToken и Рутокен. Для чего нужна электронная подпись
ЭП даст возможность ИП и физлицам следующие преимущества:
- Передача налоговых данных через интернет
- Участие в госзакупках
- Удалённое согласование контрактов
- Получение аккредитации на ЭТП
- Подписание договоров в электронном виде
- Подача онлайн-жалобы
- Участие в аукционах
- Работа с государственными системами через интернет
(например, с порталом госуслуг) - Работа с ЕГАИС
- Участие в любых коммерческих торгах
В зависимости от того, какая именно у вас электронная подпись, некоторые из вышеописанных функций могут быть недоступны. Оптимальным будет получение усиленной квалифицированной подписи.
Как получить электронную подпись
Чтобы получить ЭП, необходимо обратиться в наш сертификационный центр, который имеет право их выдавать. Далее потребуется собрать пакет документов. Для индивидуальных предпринимателей он следующий:
- копия первых шести страниц паспорта, каждая копия заверяется подписью и печатью (либо подать оригинал паспорта);
- два экземпляра регистрационной карты;
- номера СНИЛС, ИНН, ОГРН ИП.
Если вы являетесь представителем юридического лица, потребуются дополнительные документы, которые подтверждают ваши полномочия. Срок рассмотрения документов — в течение одного рабочего дня.
Наша компания является доверенным удостоверяющим центрам.